ККусевицкий С.А.
Санкт-Петербург
4-11 декабря 2016
VI Международный конкурс контрабасистов
имени Сергея Кусевицкого
Участникам »



Другие года »

II Международный конкурс контрабасистов им. С. Кусевицкого

Сольный контрабас не экзотика, но обычная реальность.

II Международный конкурс контрабасистов «Памяти Сергея Кусевицкого», проведённый в 1995 г. в Москве, по прошествии двенадцати (!) лет преодолений чехарды организационных и финансовых проблем получил-таки продолжение — в Санкт-Петербурге в 2007 г., 1 – 7 декабря, состоялся II Международный конкурс контрабасистов им. С.А. Кусевицкого.

Учредителями сего События явились Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга (Председатель Николай Буров), Санкт-Петербургская Государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (Ректор Александр Чайковский) и Академия контрабас им. С.А. Кусевицкого (Директор Александр Шило, он же директор настоящего конкурса) при финансовой поддержке Благотворительного фонда Валерия Гергиева.

Душой всех проявлений настоящего конкурсного действа был, без сомнения, Александр Шило, Заслуженный артист России, доцент класса контрабаса — один из подлинных подвижников контрабасового искусства, воспитанных профессором М.М. Курбатовым в традициях петербургской контрабасовой школы (уместно в этом ряду назвать старших его коллег Евгения Левинзона, Родиона Азархина, Романа Вайспапира, Сергея Акопова).

Состав конкурсного жюри был на редкость представительный. Председателем его был определён Народный артист России, профессор класса виолончели Санкт-Петербургской консерватории Сергей Ралдугин, уже имеющий опыт в работе конкурсных жюри. Заслуженный артист России автор оригинальных художественных проектов Алексей Гориболь представлял на конкурсе профессиональное продюссирование. По самой специальности подбор судей был уникален как по их мастерству и опыту участия в жюри подобных состязаний, так и по представительству контрабасовых школ:

— Заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории Лев Раков, ветеран московской контрабасовой школы, неутомимый подвижник на ниве творческих контактов с представителями других школ — и в первую очередь петербургской, это по его инициативе и при самом живом участии был проведён в 1995 г.I Международный конкурс контрабасистов «Памяти Сергей Кусевицкого»;

— Йорма Катрама (Jorma Katrama), солист Хельсинского Филармонического оркестра, преподаватель Академии музыки им. Я. Сибелиуса, основатель Финского контрабасового общества;

— Арни Эгилссон (Arni Egilsson), солист – контрабасист из Исландии ,одинаково комфортно чувствующий себя как в классической музыке, так и джазовой, профессор Государственного Университета Калифорнии, США;

— Выдающийся деятель контрабасового искусства Клаус Трумпф (Klaus Trumpf), до недавнего времени профессор Высшей школы музыки в Мюнхене, через класс которого прошло немало и российских контрабасистов; специалист по музыке Й. Шпергера и его современников, писавших для венского пятиструнного контрабаса; владелец уникальной коллекции контрабасовых смычков;

— Английский контрабасист и инструментальный мастер Томас Мартин (Thomas Martin), музыкант с мировым именем, профессор школы «Guildhall» в Лондоне. Одна его нынешняя страсть — сольные выступления с оркестром, другая  — исследование творчества Дж. Боттезини, и третья — изготовление виолончелей и контрабасов;

— Александр Шило, сам испытавший в далёком 1988 г. радость победы (1-я премия) на Всесоюзном конкурсе контрабасистов, г. Хмельницкий. Общеизвестно его пристрастие к различного рода музыкальным фестивалям — возможность поиграть самому и послушать других занимает его и сейчас так же живо, как это было на заре его музыкантской карьеры. Так, музицирование и проведение мастер–классов в японском городе Сага стало для него устойчивой потребностью. И наверное, не случайно: российским предшественником, концертирующим контрабасистом на японской земле, был его праучитель (учитель Курбатова) С.Н. Буяновский, побывавший там в 1925 г. и возбудивший у японских музыкантов живой интерес к контрабасу, а также к той методе игры, что практиковалась тогда в Ленинградской консерватории, где молодой Буяновский преподавал.

Теперь о самих конкурсантах. Высокая планка мастерства мэтров жюри, естественно, определила и соответствующий настрой конкурсантов, а заодно излишнее их волнение. Состязания проходили в четыре тура. Первые три, предлагавшие сольные номера или в сопровождении фортепиано, – в одной из аудиторий консерватории, не во всём, признаться, отвечающей нуждам такого уровня мероприятия. Четвёртый тур, с оркестром, а также заключительный концерт, проходили в в зале имени Глазунова. Слушательская аудитория представлена была студентами, а также преподавателями и просто любителями благородных контрабасовых звучаний. Часто аудитория была переполнена.

В состязание вступили 23 участника (заявлено было значительно больше). Из них восемь человек представляли Петербург, четверо – Южную Корею, двое – Украину, по одному человеку приехали из Москвы, Италии, Франции и Англии, остальные – из различных городов России. I тур прошёл, естественно, как отборочный для дальнейшего состязания достойных — осталось таковых 13 участников. Допущенные на III (8 участников) и IV (6 участников) представляли собой довольно плотно стоящих к друг другу претендентов на призовые места. Впрочем, лидеры среди них – по моему частному суждению – просматривались отчётливо, это — Игорь Елисеев, Сунг Мин Джи и Ха-Янг Джунг.

И вот конечный результат состязания.

— Первая Премия и Grand Prix от Санкт-Петербургской консерватории вручена южно-корейскому музыканту, шедшему под номером 13, Сунг Мин Джи (Soung Sun Jea), воспитаннику Школы искусств Sun Hwa и Корейского национального университета искусств, где продолжает обучение. Несмотря на юный возраст владеет отточенной техникой, и, как результат этого, рядом Первых премий. Так в 2006 г. стал самым молодым победителем Конкурса контрабасистов Маттиаса Шпергера.

— Второй премии удостоена юная Ха-Янг Джунг (Ha Yang Jung). Учится она в Королевском музыкальном колледже в Лондоне в классе Рината Ибрагимова, известного московского контрабасиста–виртуоза. Ха-Янг Джунг продемонстрировала игру яркую, энергичную, темы «Кармен–фантазии» Ф. Прото поданы с достойной экспрессией.

— Третью премию поделили Игорь Елисеев и Эндрю Юн Ли (Andrew Eun Lee). Воспитанник Корейского национального университета искусств Эндрю Юн Ли с 2007 г. обучается у профессора К. Трумпфа, владеет рядом Вторых премий, а на Международном конкурсе Франтишека Симандла в 2006 г. стал обладателем Первой. Игорь Елисеев, воспитанник А. Шило — состоявшийся музыкант, со своим исполнительским лицом. В его технике крепкие основы преподанной ему школы, требующей от контрабаса именно контрабасового звучания. Концерт Э. Тубина в его передаче предстал с такой полнотой драматического содержания, что понимаешь, почему эта музыка в комфортном мире не исполняется. На закрытии конкурса Лев Владимирович Раков – в качестве частного определения старого Мастера – благодарил Игоря за истово контрабасовое звучание его инструмента.

— Дипломы получили Никита Наумов и Мехербан Жиллетт (Meherban Gillette). Молодой контрабасист из Англии владеет богатым арсеналом технических возможностей; сейчас он концертмейстер группы в Skolia Symphony Orchestra. Никите Наумову, талантливому ученику А. Шило, а сейчас Р. Ибрагимова и Т. Мартина, на конкурсе не хватило той самой пресловутой уверенности в себе.

В ряду интересных молодых контрабасистов, пусть и не отмеченных дипломами

Алексей Власов (Москва), Владимир Шубин (Санкт-Петербург), Иван Медведев (Санкт-Петербург), Сергей Коняхин (Украина), Иван Завгородний (Украина), Marine Clermont (Франция), Андрей Шинкевич (Белоруссия).

Сунг Мин Джи, Ха-Янг Джунг и Игорь Елисеев уже имеют ряд приглашений на проведение сольных концертов, в Петербурге они состоятся в марте и осенью 2008 г.

Начиная со II тура на прослушивании присутствовала госпожа Мэгги Вильямс -

главный редактор всемирно известного журнала “Double Bassist”.

Местные информационные центры (радио и телевидение) также были подключены к освещению открытия и хода Конкурса. Хотя не всегда это проходило на достаточном уровне понимания специфики вопроса — ну да, не так-то часто контрабас выходит на авансцену, да ещё международную.

На заключительном концерте музыкальный пир имел своё завершение. Выступил ансамбль воспитанников А. Шило в составе шести контрабасов, победители конкурса и члены жюри: Йо. Катрама, Т. Мартин и А. Шило. Йо. Катрама и Т. Мартин в сопровождении оркестра под управлением А. Дягилева сыграли с молодым задором, что контрабасистам изначально свойственно, Дуэт Дж. Боттезини. В исполнении А. Шило Второй рапсодии Ф. Листа (в переложении А. Дягилева) феерическая виртуозность казалась неправдоподобной.

Итак, настоящий Конкурс подтвердил всю зрящность сомнений в серьёзности подобного рода музыкальных представлений, вскрыл всю смехотворность до сих бытующего в обществе замшелого представления о контрабасе как инструменте, мягко говоря, не сольном. Если возможно в одно слово слить все услышанные мною кулуарные заявления далёких от контрабаса преподавателей, скептиков–студентов, знатоков–любителей, то слово это будет «Праздник». Определение это как нельзя вернее характеризует Событие, именуемое II Международный конкурс контрабасистов им. С.А. Кусевицкого.

Соло контрабаса в городе на берегах Невы звучит с конца 1781 г., здесь 11 ноября дал концерт «первый виртуоз Европы» контрабасист Йозеф Кемпфер, ставший позднее артистом Придворного оркестра. А следом браться Даль’Окка из Италии в течение трёх десятилетий не сходили с петербургской эстрады. Знаменитый Доменико Драгонетти не удостоил своим посещением сего города, но вот Джованни Боттезини, природная щедрость коего не знала границ, в 1866 г. в течение марта провёл здесь серию незапланированных концертов. И конечно же, не мог миновать петербургскую эстраду Сергей Кусевицкий, в технике игры которого были претворены самые передовые для того времени принципы. Те принципы, что волею Вацлава Беха потом легли в основу школы петербургских контрабасистов. Последнее крупное контрабасовое действо прошло в Петербурге в 2004 г. под знаком 130-летия Сергея Кусевицкого, проведенное по инициативе и при непосредственном участии Александра Шило.

Есть надежда, что успехи проведённого конкурса смогут благотворно воздействовать на жизнь Академии контрабаса им. С.А. Кусевицкого, возглавляемой Александром Шило. Под её эгидой уже идёт обработка звукового материала, полученного в процессе конкурса.

Академия имеет честь сообщить, что подготовлен к выпуску ряд CD с записями игры контрабасистов г. Ленинграда (Петербурга), сопровождаемых развёрнутой информацией по истории контрабасовой культуры этого города. В ближайших выпусках будет представлено искусство Михаила Курбатова, Родиона Азархина, Евгения Левинзона, Сергея Акопова, Романа Вайспапира, Александра Шило.

А также Академия надеется, что уже в ближайшем году ею будет успешно завершена работа по исследованию истории и нынешнего состояния петербургской контрабасовой школы. Академия льстит себя надеждой, что этим внесена будет ею посильная лепта в анналы мировой музыкально – исполнительской культуры.

 

Юрий Павлович Чичков